Концепция развития страхования в Российской Федерации.

 Проект

27.04.02

 

 1. Состояние страхового рынка в Российской Федерации. Итоги исполнения Основных направлений развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N1139.

 

1.1. Состояние страхового дела.

 

В экономике России страхование прочно занимает место необходимого инструмента, обеспечивающего социально-экономическую стабильность и безопасность, развитие предпринимательства, эффективную защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, техногенных, экономических и иных рисков, реализацию государственной политики социально-экономической защиты населения.

 

Страхование является также одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы страховых операций на этом рынке неуклонно растут, а страховщики играют в экономике все более значимую роль.

 

Основными показателями, характеризующими степень развития страховой отрасли, являются:

 

доля страховых услуг в ВВП страны, степень защищенности имущественных интересов граждан и организаций от наиболее распространенных рисков;

инвестиционный потенциал страховой отрасли, в том числе объем инвестиций в экономику, привлеченных через систему страхования;

уровень развития структуры национального страхового рынка, степень его интеграции в систему международных финансов и устойчивости к негативному влиянию колебаний мировой конъюнктуры;

степень востребованности страховой отрасли как инструмента реализации государственных социальных программ, повышения их эффективности и замещения бюджетных расходов на их осуществление;

занятость в страховой отрасли.

Развитие национальной системы страхования за пятилетний период (1997-2001 гг.) характеризуется высокой динамикой. Общий объем страховых платежей (взносов) по всем видам страхования за 2001 г. составил 276,6 млрд. руб.; рост за пять лет - в 1,5 раза; в том числе по добровольным видам страхования - в 2,1 раза. Населению и организациям в 2001 г. страховщиками выплачено 171,8 млрд. руб., что более чем в 1,3 раз превышает страховые выплаты, произведенные в 1997 г. По добровольному страхованию выплаты выросли в 2 раза. На 1 января 2001г. действовало 49,5 млн. договоров (рост составил 114,6 %), при этом большинство из них договоры, заключенные гражданами, что свидетельствует об активизации привлечения средств населения в систему страхования.

 

Доля страховой отрасли в ВВП страны выросла с 1,6 % в 1998 году до 3,0 % в 2001 году. При этом доля добровольного страхования иного, чем страхования жизни, за этот же период возросла с 0,6 % до 1,1 %.

 

Страховщики формируют страховые резервы, которые постоянно находятся в различных формах инвестирования. На 1 января 2002 г. по расчетным данным страховые резервы составляли 88,5 млрд. руб. (или 174,2 % роста по сравнению с 2000 г.).

 

Совершенствуется структура страхового рынка. По состоянию на начало 2002 года на рынке работают более 1350 страховых организаций. Активно развивается рынок посреднических и вспомогательных услуг в страховании (агенты, брокеры, страховые консультанты, аудиторы, сюрвейеры и др.).

 

Начиная с 1996-97 гг. в России активно создаются и действуют некоммерческие общества взаимного страхования, которое традиционно для России; взаимное страхование будет играть все большее значение и займет свое место на рынке страховых услуг.

 

Важную роль в развитии страхового дела, защиты интересов страховых организаций играют союзы (ассоциации) страховщиков. Все более значимую роль начинают играть также объединения страховых брокеров, общества актуариев.

 

Число занятых в российской страховой отрасли по различным оценкам составляет от 250 до 300 тыс. человек.

 

С 2001 года наблюдается активный рост инвестиционной привлекательности российского страхового рынка, что связано как с улучшением общих макроэкономических показателей, так и с принятием мер по совершенствованию принципов налогообложения страховых операций, стимулирующим воздействием планируемых к введению видов обязательного страхования, охватывающих значительные массы населения, иных мер, и как следствие этого, - ожиданием роста всех основных показателей страховой отрасли.

 

Поступательное развитие страхового рынка актуально с точки зрения перспектив сокращения расходов государства на ликвидацию убытков от природных, техногенных, экономических, политических рисков, привлечения в экономику инвестиционных ресурсов страховщиков, в том числе на долгосрочной основе, решения социально-экономических проблем государства.

 

1.2. Результаты реализации Основных направлений развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 гг.

 

К положительным результатам развития страхового рынка следует отнести:

 

реальный рост объемов страховых операций по всем отраслям и видам страхования, структурные изменения в пользу добровольного страхования и его долгосрочных видов;

создание основ для формирования структурированного по отраслям, территориям и сегментам рынка страховых услуг;

рост показателей финансовой устойчивости страховщиков, значительный рост капитализации страховой отрасли и привлекательности инвестиций в страхование; тенденции к концентрации страхового капитала, формирование финансовых групп с участием страховых компаний, воссоздание основ взаимного страхования;

формирование экономических основ совершенствования действующего страхового законодательства.

Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты в развитии страхования, не все намеченные Основными направлениями развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах задачи удалось решить.

 

Уровень развития страхового рынка неразрывно связан с общей экономической ситуацией в стране, развитием финансового рынка, системы налогообложения и правового регулирования и мобильно реагирует на любые их изменения.

 

В частности, на развитие страхования негативно повлияли:

 

низкий платежеспособный спрос населения и организаций на страховые услуги;

недостаточно активное использование рыночных инструментов страхования в государственной социальной и экономической политике, в частности, отсутствие общепринятых видов обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок массового добровольного страхования;

недостаток надежных инвестиционных инструментов для долгосрочного размещения страховых резервов;

продолжающиеся существовать ограничения по допуску страховщиков к обязательному медицинскому и социальному страхованию, дополнительному пенсионному обеспечению;

действия отдельных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ограничению свободы конкуренции на некоторых секторах рынка и территории, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;

недостаточные меры по совершенствованию налогового законодательства в сфере страховых операций;

недостаточная капитализация страховых организаций, а также слабость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности принятия крупных рисков без значительного участия иностранного перестрахования, а также необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за рубеж;

информационная закрытость страхового рынка, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;

несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора;

объективные обстоятельства, связанные с отставанием работы по совершенствованию страхового законодательства от ускоренных темпов развития страхового дела.

2. Цель и основные задачи развития страхового дела.

 

Основной целью Правительства Российской Федерации в развитии национального страхования остается выработка и реализация мер по наиболее полному удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики и являющейся фактором ее стабильности и стимулом расширения предпринимательской деятельности; аккумуляции долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики.

 

В этой связи Правительство Российской Федерации будет уделять постоянное внимание решению задач по повышению уровня страховой защиты граждан, предпринимательских структур, иных субъектов хозяйствования, росту инвестиций страховой отрасли в экономику страны, более активному использованию рыночных механизмов страхования как инструмента социально-экономической политики, укреплению финансовых основ национальной системы страхования, дальнейшему совершенствованию законодательного регулирования страхования и укреплению государственного страхового надзора.

 

Указанные цель и задачи обусловлены, в частности, тем, что, значительными остаются убытки от стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые покрываются за счет бюджетных средств и затрат граждан и юридических лиц. При этом, учитывая дефицит средств, компенсация убытков происходит избирательно, в результате чего имущественные интересы населения и юридических лиц в большей части остаются незащищенными. Возрастают потери от предпринимательских рисков. Не в полной мере отвечают потребностям граждан накопительные системы долгосрочного личного страхования.

 

3. Основные направления развития страхования в Российской Федерации на 2002 - 2006 гг.

 

3.1. Развитие обязательных и добровольных видов страхования.

 

3.1.1. При настоящем состоянии страхования в Российской Федерации создать страховую защиту для всех потенциально рисковых групп населения и хозяйствующих субъектов, а также значительно снизить бюджетные затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и бедствий позволит развитие обязательного страхования.

 

В этой связи в целях законодательного закрепления принципов обязательного страхования, прекращения практики принятия нормативных актов, содержащих декларативные нормы об обязательности страхования, следует признать необходимым разработку и принятие законодательных основ введения и осуществления обязательного страхования на территории Российской Федерации.

 

Система обязательного государственного страхования должна быть направлена на защиту наиболее значимых имущественных интересов государства в целях повышения эффективности защиты экономики от высокоубыточных рисков с минимальными затратами бюджетных средств.

 

Введение обязательного страхования должно основываться на принципе формирования страховых резервов исключительно для целей компенсации ущерба и убытков застрахованным лицам и иным выгодоприобретателям, а не для финансирования мероприятий, покрывающих бесхозяйственность организаций за счет средств страхователей. Следует исключить случаи принятия законодательных актов без их предварительной глубокой финансово-экономической проработки, составления расчетов, подтверждающих возможность решения проблем страховой защиты именно в обязательной форме и на предлагаемых условиях.

 

3.1.2. Первоочередными мерами в области развития обязательного страхования являются:

 

принятие основ обязательного страхования, включающих принципы и требования к его осуществлению;

усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования и страхования, осуществляемого с привлечением бюджетных средств;

введение видов обязательного страхования исходя из необходимости охвата исключительно объектов, которые подвергаются значительным убыткам, и лиц, которые несут значительный ущерб от воздействия крупных рисков, носящих катастрофический характер.

Такими видами являются, в частности, страхование автогражданской ответственности, страхование от аварий техногенного характера, которым подвергаются опасные производственные объекты, страхование зданий и сооружений от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай крупных аварий при перемещении опасных грузов.

 

При этом обязательное страхование должно предоставлять страховую защиту значительному числу объектов и лиц на всей территории страны, когда ущерб влечет непредвиденные бюджетные затраты.

 

3.1.3. Развитие предпринимательства, частного хозяйства, профессиональной деятельности требует введения обязательного страхования ответственности при производстве работ, услуг, в результате которых может причинен вред третьим лицам (строительно-монтажные работы, производство лекарств, иных товаров, услуг), страхование профессиональной ответственности врачей, юристов, риэлтеров, аудиторов и др.

 

3.1.4. Резервом значительного развития страхового рынка является добровольное страхование.

 

В направлении развития добровольного личного страхования приоритеты в плане стимулирования должны отдаваться классическим видам страхования жизни и пенсионному страхованию.

 

Страхование жизни является важной сферой страхового предпринимательства, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики.

 

Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения старших возрастных групп, переход на накопительную систему в пенсионном обеспечении, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, требуют вовлечения страховых компаний в систему пенсионного обеспечения путем развития коллективного и индивидуального добровольного страхования пенсии.

 

3.1.5. Создание стимулов для развития долгосрочного страхования жизни, включая пенсионное страхование, должно быть связано также с созданием системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по таким договорам страхования.

 

Помимо введения более жестких нормативных требований к финансовой устойчивости страховщиков должна быть установлена специализация страховых организаций путем введения запрета на осуществление одним страховщиком одновременно личного страхования и имущественного страхования. В этих целях должна быть разработана адекватная классификация видов страховой деятельности, определены особенности организации и осуществления страхования жизни и пенсий.

 

Развитие страхования жизни ведет не только к специализации страховщиков, но и к созданию института актуариев, необходимости законодательного установления основ актуарной деятельности, связанной с расчетами страховых тарифов, страховых резервов, анализом и прогнозированием инвестиционных программ.

 

3.1.6. Требуется выработка мер по расширению сферы и объемов добровольного медицинского страхования, страхования от несчастных случаев и болезней. Указанные виды страхования должны стать важным элементом "социального пакета", предоставляемого работодателями своим сотрудникам.

 

Дальнейшее развитие добровольного медицинского страхования требует, в первую очередь, установления правовых основ, учитывающих специфику осуществления данного вида страхования, совершенствования норм, регулирующих взаимодействие субъектов медицинского страхования и особенности налогообложения операций (страховых платежей и выплат) по медицинскому страхованию. Граждане, уплачивающие добровольные страховые взносы сверх установленного подушевого норматива, должны иметь возможность получать более качественную медицинскую помощь по программам добровольного медицинского страхования в дополнение к медицинской помощи, гарантированной в рамках обязательного медицинского страхования.

 

3.1.7. Важным направлением государственной социально-экономической политики станет активное использование рыночных страховых механизмов и инфраструктуры страхового рынка в качестве инструмента реализации государственных социальных программ.

 

Перспективной мерой в этом направлении должно стать активное использование технологий страховых организаций в осуществлении медико-социального страхования, иных видов страхования, имеющих социальную направленность и дополняющих систему обязательного социального страхования и социального обеспечения.

 

В среднесрочной перспективе предстоит провести реформу финансовой основы медико-социального обеспечения населения с целью перевода ее на широко используемые в мире страховые принципы. Особое место должно быть уделено усилению роли страховых медицинских организаций. Они должны получить возможность предоставлять комплексный страховой продукт, финансовой основой которого стало бы государственное финансирование в рамках обязательного медицинского страхования и добровольные взносы населения.

 

3.1.8. Страховая отрасль будет играть существенную роль в пенсионной реформе.

 

В рассматриваемой перспективе предстоит сформировать законодательную основу деятельности страховых организаций как элемента системы обязательного пенсионного страхования.

 

3.2. Повышение капитализации страхового рынка.

 

3.2.1. С принятием мер по развитию обязательного и добровольного страхования прогнозируется рост объемов страховых операций, что приведет также к накоплению значительных страховых резервов.

 

В этой связи повышается ответственность страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования, что в свою очередь выдвигает требование о необходимости увеличения размеров уставных капиталов страховщиков, создания гибкой системы размещения страховых ресурсов.

 

Правительство Российской Федерации исходит из необходимости принятия законодательных мер по увеличению минимального размера уставного капитала страховщиков до 40 - 60 млн. руб., формируемого исключительно в денежной форме. При этом следует установить его в зависимости от организационно-правовых форм страховых организаций, видов страховой деятельности, определив также направления инвестирования этих средств, обеспечивающих их сохранность.

 

Одновременно следует выработать меры, стимулирующие учредителей страховых организаций капитализировать полученную прибыль для повышения размеров уставных капиталов, в частности, путем установления рассроченного периода (на 3-5 лет) повышения минимального размера капитала и предоставления страховщикам налогового кредита.

 

3.2.2. В целях повышения емкости национального страхового рынка необходима также выработка мер по стимулированию развития механизмов сострахования и перестрахования.

 

Развитие перестрахования позволит максимально использовать емкость национального страхового рынка. Большинство страховщиков не располагают значительными финансовыми средствами и не может брать на себя крупные риски, однако, передавая часть рисков перестраховщику, страховая компания может гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами. Важным моментом при организации перестрахования и оценке страховщиком своих финансовых возможностей является определение собственного удержания страховщика, в этом плане необходима выработка законодательных рекомендаций по установлению пределов собственного удержания, а также определение стандартных положений договоров перестрахования, формирование свода обычаев делового оборота российского рынка перестрахования.

 

3.2.3. Значительным шагом к повышению доверия населения к страхованию, защиты страхователей на случай несостоятельности отдельных страховщиков при чрезвычайных страховых событиях, усилению государственного контроля должно стать создание федеральной перестраховочной системы. Такая система должна включать: федеральные перестраховочные компании, создаваемые крупными национальными страховщиками; гарантийные фонды, формируемые в рамках обязательных видов страхования, и состраховочные (перестраховочные) пулы, обслуживающие высокорисковые виды страхования.

 

Это позволит также упорядочить трансграничное перестрахование, предотвратит необоснованный отток валютных средств из экономики страны.

 

3.3. Совершенствование налогообложения, регулирования страховых операций в плане перекрытия каналов отмывания доходов, инструментов инвестирования средств страховых резервов, антимонопольного регулирования страхового рынка.

 

3.3.1. Дальнейшее совершенствование должны получить вопросы налогообложения страховых операций.

 

Прежде всего требуется снятие имеющихся несоответствий между некоторыми нормами Налогового кодекса Российской Федерации и страхового законодательства. Кроме того, принять решение о поэтапном, в течение 2 - 3-х лет увеличении нормативов страховых платежей (взносов), включаемых в расходы на оплату труда, производимые работодателями по договорам личного страхования. При этом в интересах государства меры налогового стимулирования должны применяться преимущественно на этапе уплаты страхового взноса, а не при получении страховой выплаты.

 

Следует также исключать из совокупного годового дохода граждан затраты, произведенные ими на осуществление страховой защиты имущественных интересов, связанных с жизнью и здоровьем, владением, пользованием, распоряжением личными строениями, жилыми помещениями, домашним имуществом. Целесообразно расширить перечень расходов предприятий и организаций по различным видам страхования имущества, ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций.

 

3.3.2. Предстоит продолжить совершенствование законодательных основ и правоприменительной практики по перекрытию каналов использования страховых и перестраховочных операций для проведения сомнительных сделок с валютой, отмывания доходов, полученных преступным путем. Большая роль здесь отводится созданному при Минфине России Комитету по финансовому мониторингу, а также выработке новых мер государственного страхового надзора, законодательного регулирования оснований и объемов перестрахования.

 

3.3.3. Развитие национальной системы страхования предполагает в качестве одной из приоритетных задач совершенствование инвестиционной политики, выработку и реализацию мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, расширение направлений инвестирования средств страховщиков. Для эффективного размещения средств страховых резервов необходимо создание механизмов, позволяющих размещать страховые резервы выгодно, надежно, доходно, гарантируя своевременность их возврата.

 

В целях создания значительной инвестиционной базы для развития экономики страны, предоставления страхователям надежных форм сохранения их сбережений, доверенных страховщикам, целесообразно направлять финансовые средства страховых организаций преимущественно в гарантийные обязательства, оформленные специальными ценными бумагами, дающими право их владельцам на получение не только номинальной стоимости, но и дополнительного дохода для страхователей.

 

При этом часть средств страховщиков должна размещаться в такие виды ценных бумаг и иные определяемые государством направления инвестиций в обязательном порядке, а объемы размещения - зависеть от видов и форм страхования. По рисковым видам страхования должны предоставляться краткосрочные высоколиквидные инвестиции с объемом обязательного размещения в 30 - 40 % средств страховых резервов; для долгосрочных видов страхования жизни и пенсий - долгосрочные инвестиции с объемом обязательного размещения в 60 - 70 %.

 

Аккумулируемые средства страховщиков должны направляться в приоритетные отрасли экономики, в частности, на финансирование целевых государственных программ. Страховая организация должна иметь абсолютное право продажи (требования выкупа) ценных бумаг при необходимости исполнения обязательств по договорам страхования.

 

3.3.4. Для эффективного функционирования рынка страховых услуг необходимо создание равноконкурентных условий деятельности страховых организаций как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на всей ее территории, а также дальнейшее развитие мероприятий по защите добросовестной конкуренции в том числе:

 

усиление контроля за действиями органов власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг и направленных на создание необоснованно благоприятных условий отдельным страховым организациям, либо ущемляющих интересы других страховых организаций;

осуществление мониторинга страховых организаций, занимающих доминирующее положение, которые затрудняют доступ на рынок другим страховым организациям и оказывают негативное влияние на общие условия предоставления страховых услуг;

недопущение заключения соглашений и ведения согласованных действий страховых организаций между собой, либо с органами исполнительной власти, либо с любыми юридическими лицами, если таковые соглашения или согласованные действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке страховых услуг;

контроль за ведением согласованных действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке обязательного медицинского страхования;

осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг и созданием объединений (ассоциаций союзов) страховых организаций;

определение четких условий проведения открытых конкурсов страховых организаций, привлекаемых для осуществления страхования со средствами соответствующих бюджетов, и имущественных интересов субъектов естественных монополий.

Ряд проблем развития страхового рынка должны стать объектом общего внимания органов, осуществляющих государственный страховой надзор и антимонопольное регулирование. При этом основными практическими мерами по их решению будут являться:

 

усиление контроля за решениями и действиями органов власти всех уровней, когда они препятствуют развитию страхования и ограничивают конкурентоспособность на страховом рынке;

отработка системы проведения конкурсных отборов для страховых организаций, желающих принять участие в государственных программах обязательного страхования;

совершенствование форм статистического учета и отчетности страховых организаций, в том числе и для целей проведения анализа конкурентной среды на федеральном и региональном страховом рынке, определения доминирующего положения страховых организаций на федеральном и региональном рынках.

3.3.5. Важным направлением совершенствования конкуренции на рынках финансовых услуг должно стать сокращение государственного участия в уставных капиталах страховщиков.

 

3.4. Либерализация условий участия иностранного капитала на российском страховом рынке.

 

3.4.1. В целях укрепления страховой отрасли, расширения спектра и повышения качества страховых услуг, будет реализовываться курс на последовательную либерализацию условий участия иностранного капитала на российском страховом рынке.

 

При этом будет проводиться политика по привлечению иностранного капитала в конкретные сегменты страхового рынка, исходя из интересов развития российской экономики.

 

Первоочередным направлением дальнейшей либерализации будут условия деятельности иностранных инвесторов на относительно сформировавшихся сегментах российского страхового рынка, требующих дальнейшего качественного развития, в том числе за счет стимулирующего воздействия иностранной конкуренции.

 

3.4.2. Вместе с разнообразными услугами иностранных страховых инвесторов в Россию должны приходить и капиталы. В рассматриваемой перспективе допуск к рынку страховых услуг должны иметь только страховые организации - резиденты Российской Федерации, подчиняющиеся требованиям национального страхового законодательства.

 

3.4.3. Либерализация условий участия иностранных инвесторов на национальном страховом рынке будет носить последовательный характер с учетом формирования законодательных основ страховой деятельности и государственного страхового надзора, достижения российскими страховщиками уровня, адекватного международным страховым стандартам.

 

Первоначальный этап либерализации затронет отдельные секторы рынка добровольного и обязательного страхования. При этом обязательные виды страхования будут играть роль инструмента структурной политики на формирующемся рынке массового страхования, в том числе с целью повышения капитализации страховой отрасли за счет поддержания ее высокой привлекательности для внутренних инвесторов.

 

3.4.4. По мере формирования условий для развития полноценного рынка страхования жизни, в том числе с использованием рыночных механизмов страхования в пенсионной реформе, формированием адекватных инструментов внутренних инвестиций страховых резервов и внедрением системы гарантирования при осуществлении пенсионного страхования и страхования жизни, будет проводиться дальнейшая либерализация условий деятельности иностранного капитала в данном сегменте страхового рынка.

 

3.5. Усиление государственного страхового надзора.

 

3.5.1. Совершенствование государственного надзора за деятельностью страховых организаций, иных профессиональных участников страхования, осуществляющих страховую защиту, является важнейшим элементом развития и функционирования национальной системы страхования, приближения ее к международным стандартам.

 

3.5.2. В целях создания единых принципов государственного страхового надзора на территории Российской Федерации необходимо распространить его на всю систему органов и организаций, деятельность которых связана с осуществлением различных форм страховой защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, - на страховые организации, иных профессиональных участников страхового рынка (страховых посредников, общества взаимного страхования, страховых актуариев, страховые пулы и т.д.), осуществляющих коммерческое страхование, медико-социальное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение.

 

Деятельность профессиональных участников страхования, иных организаций, осуществляющих страховую защиту, без единого и постоянного государственного контроля не позволяет реально оценивать положение вещей в национальном страховании, предупреждать негативные явления, приводит к нарушению прав страхователей и застрахованных лиц, защита которых является одной из главных целей страхового надзора.

 

В этой связи контроль со стороны страхового надзора должен носить всеохватывающий, постоянный и последовательный характер, начиная с регистрации лица в качестве профессионального участника страхования, и заканчивая прекращением его деятельности. В сферу контроля должны также входить планы развития страхового бизнеса, анализ финансового положения учредителей (акционеров, участников, аффилированных лиц) и их долей в уставном капитале страховой организации, реорганизация и ликвидация страховых организаций, жесткий контроль за платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Указанные положения в полной мере отвечают международному опыту и стандартам страхового надзора.

 

3.5.3. В этом направлении необходимо осуществить меры по дальнейшему развитию системы, форм и методов государственного надзора за деятельностью страховых организаций, который должен решать задачи по защите прав и интересов субъектов страхового рынка путем:

 

укрепления надежности системы страхования путем установления требований, стандартов страховой деятельности, общих условий (правил) предоставления страховых услуг;

усиления контроля "на входе" страховых организаций на рынок страховых услуг;

осуществления предварительного, текущего и оперативного контроля за деятельностью всех профессиональных участников страхования;

принятия широкого спектра мер по предупреждению нарушений законодательства о страховании, устранению допускаемых нарушений, предупреждению несостоятельности (банкротства) страховых организаций, выработке мероприятий по совершенствованию законодательных основ регулирования страховой деятельности.

Подлежат также выработке и реализации меры по дальнейшему совершенствованию функций органа государственного страхового надзора, предусматривающие, в частности:

 

установление правил и нормативов, касающихся показателей платежеспособности и финансовой устойчивости, ценообразования страховых услуг;

выработку процедур и принятие мер, направленных на оздоровление финансового положения страховщика, включая требования об обязательном увеличении активов, установлении принудительных мер по управлению активами и самой организацией;

применение административных и финансовых санкций к профессиональным участникам страхования при нарушении ими законодательства о страховании, невыполнении требований, предъявляемых в порядке страхового надзора;

толкование норм страхового законодательства;

установление для руководителей и сотрудников профессиональных участников страхования квалификационных требований о наличии необходимого образования, стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные на них функции, а также мер, препятствующих возможности доступа к руководству страховой компании директоров, допустивших финансовые злоупотребления.

3.5.4. Орган государственного страхового надзора, реализующий единые функции контроля и надзора за страховых делом в целом в Российской Федерации, должен преобразоваться в самостоятельную федеральную структуру, действующую в рамках единого финансового контроля Министерства финансов Российской Федерации.

 

3.5.5. В целях пресечения проведения различных аккредитаций, особенно в интересах "карманных" страховых организаций, в результате чего нарушается конкуренция среди страховщиков, введения закрытых отраслевых и региональных видов страхования, создания разного рода ведомственных централизованных резервов (фондов) из средств страховых взносов, необходимо закрепить за органом государственного страхового надзора функцию межведомственной координации и межотраслевого регулирования вопросов страхования, ввести обязательное предварительное согласование с ним решений и проектов нормативных документов министерств, ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации по вопросам, затрагивающим страховую деятельность.

 

Следует установить, чтобы проекты отраслевых законов и иных нормативных актов, в той или иной мере затрагивающие вопросы страхования, в обязательном порядке согласовывались с Минфином России, что будет препятствовать появлению нормативных правовых актов, нередко нарушающих положения Конституции Российской Федерации в части разграничения предметов ведения.

 

3.6. Совершенствование и развитие законодательства, регулирующего страхование.

 

Меры по развитию обязательных и добровольных видов страхования, повышению капитализации страхового рынка, совершенствованию налогообложения страховых операций, инструментов инвестирования средств страховых резервов, усилению государственного страхового надзора должны сопровождаться оперативными и эффективными мероприятиями по совершенствованию законодательных основ страхования.

 

В первоочередном порядке подлежат разработке и реализации меры по совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства, регулирующего вопросы:

 

организации страхового дела в Российской Федерации,

создания правовых основ деятельности обществ взаимного страхования,

совершенствования налогового законодательства;

установления основ обязательного страхования, а также введения приоритетных видов обязательного страхования, исходя из критериев, определенных настоящей Концепцией;

определения компетенции, структурной реорганизации и совершенствования направлений осуществления государственного страхового надзора на территории Российской Федерации.

Решение указанных вопросов позволит продолжить работу по модификации основ законодательного регулирования страхования, которое должно отвечать возрастающему уровню развития отрасли, и потребует в среднесрочной перспективе кодификации страхового законодательства.

 

Модификация системы страхового законодательства должна основываться на глубоком научном анализе действующего законодательства, практики его применения, международном опыте и стандартах, отражать, предусмотренные настоящей Концепцией мероприятия по регулированию страхования как целостной системы страховой защиты населения, организаций и предпринимателей, интересов государства и социально-экономических отношений в целом.

 

4. Ожидаемые результаты.

 

Реализация положений настоящей Концепции позволит:

 

повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных групп рисков, повысить качество и расширить спектр предлагаемых страховых услуг;

обеспечить привлечение в российскую экономику значительных инвестиционных ресурсов, аккумулируемых через страхование;

оптимизировать усилия, предпринимаемые Правительством Российской Федерации в различных сферах управления и регулирования экономики при наступлении чрезвычайных негативных обстоятельств, направив их на решение первоочередных и среднесрочных задач развития социально-экономической политики государства;

решить первоочередные задачи, являющиеся необходимым условием дальнейшего развития страхования в Российской Федерации и укрепления системы государственного надзора за страховой деятельностью;

создать структурные основы для развития массовых добровольных видов страхования;

создать систему правовых основ страховой защиты имущественных интересов населения, организаций и государства, соблюдения прав и гарантий имущественной безопасности отдельной личности, сферы предпринимательства.

В связи с принятием мер по совершенствованию налогообложения страховых операций, развитием долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования, введением новых видов обязательного страхования можно прогнозировать дальнейший рост числа договоров страхования, размеров страховых выплат и, как следствие этого, - рост общих объемов аккумулирования средств в системе страхования. Предполагается, что к 2007 г. общий объем страховых премий достигнет 400 млрд. руб., объем страховых выплат - 300 млрд. руб.; доля совокупной страховой премии к ВВП составит 4%.

 

 

Хостинг от uCoz