Обязательное медико-социальное страхование (ОМСС) в России — последствия для страхового рынка

 

Развитие программы добровольного медицинского страхования „Гарантированное предоставление телемедицинских услуг“ в страховой компании „Прогресс-Гарант“

Выступление Заместителя Генерального директора ОАО СК „Прогресс-Гарант“ Александра Варенцова на страховой гостиной „Обязательное медико-социальное страхование (ОМСС) в России — последствия для страхового рынка“, прошедшей 15 ноября 2001 г. в офисе СГ „Прогресс“.

Одним из основных принципов организации медицинской помощи по Программам добровольного медицинского страхования (ДМС) Страховая Компания „Прогресс-Гарант“ считает обеспечение высокого единого стандарта качества медицинского обслуживания каждого Застрахованного, независимо от его социального положения и территориального местоположения.

Известно, что организация медицинской помощи в России характеризуется централизацией специализированной медицинской помощи: высококвалифицированные специалисты и современное дорогостоящее оборудование концентрируются в медицинских учреждениях, расположенных в крупных региональных центрах и Москве. На данный момент из примерно 100 000 Застрахованных нашей Компании по ДМС в таких городах проживают не более половины.

Для получения высокоспециализированной консультативной помощи как лечащие врачи, так и отдельные пациенты из отдаленных, малонаселенных регионов вынуждены обращаться в региональные или столичные Медицинские центры. Перемещение больного или документации о нем в специализированные центры, и тем более — выезд специалиста, в большинстве случаев не имеют медицинской целесообразности и экономически невыгодны. Страховая компания, из экономических соображений, ограничивая возможности получения специализированной консультативной помощи Застрахованными, вынуждена снижать качество гарантируемой по Программам ДМС медицинской помощи и тем самым ужимает свой потенциальный рынок ДМС. С другой стороны, гарантированное предоставление лечебно-консультативной помощи в отдаленных от местоположения Застрахованного Медицинских центрах ведет к существенному возрастанию убыточности ДМС.

Так, по данным анализа, проведенного Управлением медицинского страхования нашей Компании, в высококвалифицированной консультации нуждаются 3-5% случаев заболеваний, около 10-25% рентгеновских снимков, до 40% материалов гистологических, биопсийных и гематологических анализов в зависимости от уровня местной (районной или городской) больницы. Учитывая, что в сфере обслуживания региональных больниц находится 8-50 тысяч Застрахованных и высока обращаемость (в силу сложных местных экологических условий), потребность в дистанционных консультациях характеризуется десятками случаев в неделю.

На современном этапе разумным решением данной проблемы является применение экономичных современных информационных технологий для передачи медицинской информации о пациенте и реализации других форм дистанционного взаимодействия специалистов (лечащего врача и консультанта). Технологической основой для этого являются телемедицинские системы — комплекс телекоммуникационных, информационных и медицинских технологий, уже успешно внедряющийся в медицинскую практику многих стран.

Телемедицинские услуги широко применяются в развитых странах, используются для предоставления высококвалифицированных консультаций специалистам, работающим в здравоохранении слаборазвитых стран и т.д.

В России телемедицина развивается около 5 последних лет. В настоящее время создаются и функционируют телемедицинские системы и работают центры телемедицинских консультаций Медцентра Управления делами Президента РФ, Московской медицинской Академии им. Сеченова, Института нейрохирургии им. Вишневского, Института Скорой помощи им. Склифосовского, Детской хирургии (при НИИ педиатрии и детской хирургии), страховой компании КАНЭ, региональные (Дальний Восток, Якутия, Алтай, Северо-Западный регион и т.д.) и ведомственные (МПС, МЧС, РАК) системы.

Основная концепция телемедицины заключается в возможности получения квалифицированной медицинской помощи в данный конкретный момент, несмотря на степень удаленности пациента от специализированного медицинского центра или учреждения. С экономической точки зрения это — экономия средств на транспортировке, лечении Застрахованных в дорогостоящих центрах.

Идя в ногу с техническим прогрессом, наша Компания начала реализацию Программы „Гарантированное предоставление телемедицинских услуг“, т.е. построение телемедицинской сети для обслуживания Застрахованных Компании по ДМС.

По результатам статистического, экономического, маркетингового анализа в качестве отправной точки для построения телемедицинской системы в регионах активности Компании была выбрана Центральная городская больница в г. Нефтеюганске. Фирма-подрядчик по заказу нашей Компании разработала структуру телемедицинского центра в данной Больнице, состав его технических средств, средств связи, осуществила поставку, монтаж и наладку оборудования.

Во второй декаде октября состоялся пробный сеанс телемедицинской консультации. Рассматривался сложный случай заболевания Застрахованной, диагноз (и соответственно — пути лечения) которой был под вопросом. В качестве консультантов в Моске выступали ведущие специалисты Минздрава и Московских Институтов по профилю заболевания. В результате телеконсультации консилиум из региональных и ведущих врачей определил пути диагностики, возможные — редко встречающиеся — диагнозы и соответствующие способы лечения. Сейчас уже можно утверждать, что сеанс был успешным: больной, которая до этого пробыла в Больнице около 1,5 месяцев, с учетом рекомендаций консилиума был быстро поставлен диагноз, проведено лечение и через 3 недели она была выписана с выраженным улучшением состояния здоровья.

Уже в ходе первого сеанса проявились основные достоинства телемедицины.

Во-первых, Застрахованный в регионе смог, не выезжая из региона, в местной больнице, получить консультативную медицинскую помощь такого же уровня, как и жители крупных городов.

Во-вторых, врачи местной больницы получили возможность повышения своей квалификации, консультируясь у ведущих специалистов, перенимая их опыт, участвуя в авторитетных медицинских консилиумах — в реальном масштабе времени.

В-третьих, врачи на местах, имея доступ к единому информационному пространству, включаются в глобальную медицинскую информационную систему и могут использовать новые технологии и медицинские препараты с первых шагов внедрения их в медицинскую практику.

Не менее значимой является и такая функция центра телемедицины, как информационно-техническое обеспечение диагностики и регистрации (архивирования, пересылки) медицинских данных на основе современных информационных технологий. Такие рабочие станции центра, как кардиологическая, радиологическая, морфологическая обеспечивают обработку соответствующих медицинских данных (снимков, записей, гистологических срезов и т.д.) на уровне электронной переработки и автоматизированного принятия диагностического решения. Учитывая, что возможности дистанционного консультирования медицинских данных, но в меньшем объеме, созданы нами и для Центральной городской больницы в г. Стрежевом, можно говорить о начале создания Компанией телемедицинской сети.

Создавая телемедицинскую сеть, наша Страховая Компания:

Стоимость развитой телемедицинской сети оценивается нами в диапазоне от 200 до 500 тысяч долларов. Себестоимость (технических аспектов) телемедицинской консультации составляет около 70 долларов. Но потребность в прямых телемедицинских консультациях — в виде прямых интерактивных телеконференций — составляет 2-3% от числа необходимых дистанционных консультаций (историй болезни, результатов обследования, лечения и т.д.).

Гарантированное предоставление телемедицинских консультаций, учитывая повышение качества диагностических исследований, составит от 100 до 200 долларов. При возрастании числа Застрахованных по Программа, включающим телемедицинские услуги, величина страховой премии на одного Застрахованного будет снижаться. В целом мы рассматриваем телемедицинскую сеть как тот, не так нечасто встречающийся, вид вложения финансовых средств, который выгоден и Страховой компании, и Страхователю, и каждому отдельному Застрахованному.

Страховая группа „Прогресс“, 15.11.2001

 

Владимир Гурдус: ОМСС смогут проводить примерно 140 страховщиков

После вступления в силу закона об обязательном медико-социальном страховании (ОМСС), в системе ОМСС сможет работать около 140 страховщиков, считает генеральный директор страховой компании „Росно-МС“ Владимир Гурдус.

Об этом он заявил на Страховой гостиной „Обязательное медико-социальное страхование в России — последствия для страхового рынка“, которую провела 15 ноября в помещении страховой компании „Прогресс-Гарант“ фирма „Бизнес-Сервис“. Сейчас в системе обязательного медицинского страхования работает 315 страховщиков. Сокращению количества страховых организаций в системе ОМСС, в частности, будет способствовать предусмотренная законопроектом норма: страховая компания для участия в системе ОМСС должна иметь не менее 150 тыс. застрахованных. Как пояснил один из разработчиков законопроекта, директор научных программ Независимого института социальной политики Сергей Шишкин, эта цифра связана с объемом расходов на ведение дел: при меньшем количестве застрахованных страховщик не сможет получить достаточного количества средств, необходимых для выполнения своих функций в системе ОМСС. Сегодня общий ежегодный объем страховых поступлений по ОМС составляет 20-25 млрд руб. Все эти средства страховщики тратят на ведение дела, отметил Владимир Гурдус.

Агентство страховых новостей, 15.11.2001

 

Сергей Шишкин: законопроект об ОМСС почти готов к рассмотрению Госдумой

Один из разработчиков законопроекта об обязательном медико-социальном страховании (ОМСС), директор научных программ Независимого института социальной политики Сергей Шишкин, оценивает степень готовности проекта к рассмотрению Госдумой как высокую.

Об этом он заявил на Страховой гостиной „Обязательное медико-социальное страхование в России — последствия для страхового рынка“, которую провела 15 ноября в помещении страховой компании „Прогресс-Гарант“ фирма „Бизнес-Сервис“. Задержка утверждения этого проекта правительством России Сергей Шишкин связывает, прежде всего, с тем, что до сих пор не решен вопрос об источниках финансирования платежей за неработающее население. В настоящее время эти платежи производятся из средств местных бюджетов, причем по большей части не в полном объеме. Согласно новому законопроекту, платежи за неработающее население будут осуществляться из федерального бюджета. Однако потенциальные источники этих платежей пока не определены. Как отметил Сергей Шишкин, обсуждается вариант перечисления на нужды ОМСС средств от акцизных сборов на табак и алкоголь. Против этой модели возражают субъекты федерации, распоряжающиеся этими средствами в настоящее время. Рассматривается также вариант перечисления на указанные цели части подоходного налога с доходов физических лиц.

Сергей Шишкин также сообщил Агентству страховых новостей, что его институт не получал заказа на разработку или доработку законопроекта о добровольном медицинском страховании. „Если такой заказ поступит, мы готовы его выполнить“, — сказал он.

Агентство страховых новостей, 15.11.2001

 

Правительство обсудит законопроект об ОМСС до конца этого года

Обсуждение законопроекта об ОМСС в плане работы правительства России запланировано на четвертый квартал этого года, сообщил председатель подкомитета Госдумы по законодательству о страховании и негосударственных пенсионных фондах Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Коваль.

Выступая на Страховой гостиной „Обязательное медико-социальное страхование в России — последствия для страхового рынка“, которую провела 15 ноября в помещении страховой компании „Прогресс-Гарант“ фирма „Бизнес-Сервис“, Александр Коваль отметил, что системе фондов медико-социального страхования в законопроекте отводится, в первую очередь, координирующая роль по отношению к страховым организациям. Однако, по мнению депутата, проект недостаточно четко разделяет контрольные функции фондов и Департамента страхового надзора Минфина РФ. Кроме того, Александр Коваль отметил, что, в соответствии с законопроектом, на территориях, где отсутствуют страховые медицинские организации, выполнять задачи страховщиков будут фонды медико-социального страхования. Между тем, страховые организации для работы в системе ОМСС обязаны получать лицензию в Департаменте страхнадзора, а фонды такой лицензии не имеют, сказал Александр Коваль.

Агентство страховых новостей, 15.11.2001

 

Для участия страховщиков в ОМСС необходимы социально-экономические предпосылки

Для эффективного участия страховщиков в системе обязательного медико-социального страхования (ОМСС) необходимо создать ряд социально-экономических предпосылок, считает консультант по страхованию Комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам, председатель комитета Всероссийского союза страховщиков по медицинскому страхованию Инна Шелепнева.

Об этом она заявила на Страховой гостиной „Обязательное медико-социальное страхование в России — последствия для страхового рынка“, которую провела 15 ноября в помещении страховой компании „Прогресс-Гарант“ фирма „Бизнес-Сервис“. Среди необходимых социально-экономических предпосылок Инна Шелепнева назвала независимость страховщика от административного влияния государства, единую нормативно-правовую базу для всех регионов России, достаточность средств, предоставляемых страховщику на ведение дел по ОМСС, для обеспечения полноценной защиты интересов застрахованных.

Директор по региональному развитию компании „Росно-МС“ Лариса Попович среди преимуществ готовящегося законопроекта об ОМСС отметила, что в случае принятия этот документ создаст во всех российских регионах одинаковые условия для осуществления ОМСС. (Генеральный директор „Росно-МС“, первый заместитель генерального директора ОАО „РОСНО“ Владимир Гурдус привел данные о том, что колебания подушевого норматива финансирования программы ОМС в регионах России составляют от 60 руб. на человека в год в Читинской области до 1.2 тыс. руб. на человека в год в Ханты-Мансийском автономном округе.) В числе других преимуществ законопроекта Лариса Попович назвала создание системы идентификации застрахованных, централизацию финансовых потоков и, как следствие, перспективу выравнивая финансовых условий предоставления услуг ОМСС в регионах, оперативное планирование деятельности страховых компаний. Вместе с тем Лариса Попович заявила о больших затратах, необходимых для реализации законопроекта, и о других недостатках: отсутствии стимулов для субъектов федерации в сфере внедрения ресурсосберегающих технологий и уменьшения затратности здравоохранения, сохранении неопределенности объемов бесплатных услуг, отсутствии механизмов взаимосвязи с добровольным медицинским страхованием и т.д.

Агентство страховых новостей, 15.11.2001

 

Число страховых компаний в сфере ОМС после введения в действие закона о медико-социальном страховании может сократиться в 2-3 раза

Число страховых компаний, работающих в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС), после введения в действие закона о медико-социальном страховании может сократиться в 2-3 раза. Такую точку зрения высказали сегодня участники заседания „Страховой гостиной“, посвященного проблемам развития медико-социального страхования.

По словам председателя комитета Всероссийского союза страховщиков по медицинскому страхованию Инны Шелепневой, в течение года работы объединенной системы обязательного медицинского и социального страхования страховые медицинские организации должны будут застраховать не менее 150 тыс человек. В противном случае, у этих организаций будут отзываться лицензии.

По мнению И. Шелепневой, после объединения систем медицинского и социального страхования на рынке обязательного медстрахования будут идти процессы как ухода компаний с рынка, так и формирования новых страховщиков. Это связано с тем, что в некоторых регионах в настоящее время вообще нет страховых медицинских организаций.

И. Шелепнева считает, что число страховых медицинских организаций в стране стабилизируется на уровне примерно 140 компаний. Между тем, как отмечали участники заседания, при численности населения 142 млн человек максимальное число страховых медицинских организаций при выдвинутых в законе условиях не сможет превысить 100 компаний. По данным „Прайм-ТАСС“, в настоящее время лицензию на обязательное медицинское страхование имеют около 300 страховщиков.

Как отметил председатель подкомитета Госдумы по негосударственным пенсионным фондам и страхованию Александр Коваль, законопроект о медико-социальном страховании находится сейчас в „высокой степени готовности“. Основной нерешенный вопрос связан с источниками финансирования новой объединенной системы медицинского социального страхования.

Вместе с тем, по мнению А. Коваля, альтернативы страховой медицине нет. „Концепция закона четко определена, и спорить о том, кто будет страховщиком — фонды обязательного медицинского страхования или страховые медицинские организации — бессмысленно. Права и обязанности субъектов этой системы, прописанные в законопроекте, дают однозначный вывод, что страховщиками будут являться страховые медицинские организации“, — сказал он, отметив, что роль территориальных фондов обязательного медстрахования будет заключаться в ретрансляции средств и координировании системы в каждом из субъектов.

Вместе с тем, как отметила заместитель председателя Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева, хотя законопроект о медико-социальном страховании пока не поступил в Госдуму, уже начинает поступать мнение субъектов Федерации. В 60 регионах России в настоящее время система обязательного медицинского страхования осуществляется без посредничества страховых медицинских организаций. В ряде регионов деятельность страховых компаний подвергается резкой критике.

По словам директора по региональному развитию страховой компании „РОСНО“ Ларисы Попович, эти факты являются недостатками в деятельности отдельных страховых компаний, а не системы в целом.

Вместе с тем, в законопроекте содержится ряд норм, которые существенно улучшат существующую систему ОМС. В частности, Л. Попович отметила, что, согласно законопроекту, создается единообразная система, которая не была создана за 10 лет системы обязательного медицинского страхования. Вторым важным моментом является централизация финансовых средств за неработающее население и перекладывание финансирования этих расходов с субъектов Федерации на центр. Кроме того, по ее мнению, в законе сформулированы „внятные“ требования к страховым медицинским организациям, работающим в этой сфере.

ИА „Прайм-ТАСС“, 15.11.2001

 

Первый замглавы СК „РОСНО“ выступает за принятие законопроекта о ДМС в пакете с законом об обязательном медико-социальном страховании

Законопроект о добровольном медицинском страховании (ДМС) необходимо принимать в пакете с законом об обязательном медико-социальном страховании. Об этом заявил сегодня на заседании „Страховой гостиной“, посвященном проблеме реформирования медико-социального страхования, первый заместитель генерального директора страховой компании „РОСНО“ Владимир Гурдус.

По его словам, сейчас сферу как обязательного, так и добровольного страхования регулирует закон о медицинском страховании. После принятия закона о медико-социальном страховании, который готовится в настоящее время правительством и который объединит систему обязательного медицинского и социального страхования, закон о медицинском страховании будет отменен. Закона о страховании и Гражданского кодекса будет недостаточно для регулирования ДМС в полном объеме, поскольку базовые законы не полностью учитывают специфику медицинского страхования. По мнению В. Гурдуса, система ДМС должна дополнять систему обязательного медицинского страхования (ОМС).

В соответствии с концепцией развития медицинского страхования, разработанной при участии СК „РОСНО“ и одобренной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, система медицинского страхования должна быть трехуровневой. Программа ОМС должна являться первым уровнем и предоставлять минимальный объем гарантий, второй уровень должен формироваться за счет отчислений предприятий за своих работников, третий — за счет средств самих граждан. Если граждане хотят получать помощь в большем объеме и более квалифицированную, то надо предоставить им эту возможность, считает В. Гурдус.

По его словам, если предложения страховщиков будут учтены, то будет создана открытая легализованная и подконтрольная государству система.

Как сообщила заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева, депутаты в целом поддерживают идею развития добровольного медицинского страхования. Законопроект о ДМС был даже рассмотрен в Госдуме в этом году, однако был отклонен, поскольку предусматривал финансирование системы ДМС из средств обязательного медицинского страхования.

Вместе с тем, отметила депутат, основной вопрос, который волнует депутатов, заключается в том, не будет ли при дополнении системы обязательного медицинского страхования добровольным медицинским страхованием происходить перекачка средств из обязательной системы в добровольную.

ИА „Прайм-ТАСС“, 15.11.2001

 

Здоровье подорожает

Галицких Г.

До конца этого года правительство рассмотрит закон об обязательном медико-социальном страховании. Затем власти возьмутся за реформирование системы добровольного медицинского страхования. В результате на рынке останутся только крупные игроки. Которые и будут диктовать страховые тарифы.

Убрать посредника

Около 10 лет назад бесплатное медицинское обслуживание населения было заменено системой обязательного медицинского страхования (ОМС). Ввиду отсутствия на тот момент у страховщиков достаточных ресурсов для развития этого вида страхования распределение бюджетных финансовых потоков на ОМС было передано специальным территориальным фондам. Аналогичные структуры занимались социальным страхованием населения, например, выплачивали пособия по безработице. Теперь эти два вида страхования законодатели намерены объединить в одну систему ради повышения эффективности управления и контроля над финансами. Поскольку этот сектор рынка стал прибыльным, власти решили поучаствовать в разделе пирога и устранить лишних посредников.

Цена вопроса

По оценкам экспертов, на обязательное медицинское страхование приходится треть всего рынка страхования России. Емкость этого сегмента рынка составляет около 20-25 млрд рублей ежегодно. На каждого россиянина (в зависимости от региона) должно приходиться 601-200 рублей в год.

Впрочем, сегодня страховые компании, работающие в системе ОМС, этих миллиардов не видят. Как говорят представители страховщиков, бюджетные деньги тратятся полностью и прибыли им не приносят. Все финансовые потоки до сих пор контролируются территориальными фондами. Правда, участие в системе ОМС позволяет страховщикам получить базу данных и использовать ее в своих интересах при формировании тарифов в добровольном медстраховании. Больше того, страховщики получают возможность выйти на новые рынки, наладить отношение с медицинскими учреждениями, привлечь клиентов.

Кому достанутся деньги

На сегодня в системе ОМС участвуют 315 компаний. Новый закон, выработанный депутатами совместно с представителями страховых компаний, предполагает сокращение их числа почти в 3 раза. Реформаторы делают ставку на ужесточение правил игры. После принятия закона (ожидается, что он вступит в силу в 2003 году) на этот рынок будут допускаться компании, которые за год успеют набрать минимум 150 тыс. клиентов (кстати, идеальная рентабельность достигается при 300 тыс. застрахованных).

Компания, которая не дотянет до этой цифры, останется без лицензии. По оценкам специалистов, введение „нормы выработки“ вызовет сокращение числа фирм до 140.

Еще порядка 40 страховых компаний лишатся лицензии после повышения требований к минимальному уставному капиталу компаний. При этом представители Минэкономразвития отмечают, что монополизации рынка не произойдет.

Как распределятся роли

Собственно, крупные компании, занятые в системе ОМС, против сокращения числа участников рынка не возражают — им-то терять нечего. Фактически у них остается только один конкурент — территориальные фонды. По мнению генерального директора „Компании медико-социального страхования „Энергогарант“ Андрея Резникова, они уже выполнили свою задачу, и теперь их функции в полной мере могут взять на себя страховщики.

Аналогичную точку зрения высказывает и первый замгендиректора „РОСНО“ Владимир Гурдус. Согласно собранной его компанией статистике, в наиболее экономически развитых регионах уже давно идет ориентация на крупных и независимых страховщиков.

Однако параллельно с позитивными тенденциями существуют и негативные. Так, в поликлиниках России лечат неэффективно и необоснованно госпитализируют людей, а также отсутствует контроль над ценами на лекарства в аптеках. В итоге бюджет теряет деньги на компенсации ценовой разницы, а граждане не получают качественного обслуживания. Всего этого можно было бы избежать, усилив позиции страховщиков.

Против такого подхода выступает председатель подкомитета Госдумы по законодательству о страховании и негосударственных пенсионных фондах Александр Коваль. Он уверен, что фонды должны быть сохранены для контроля и координации деятельности страховщиков-участников ОМС. Компании же должны заниматься защитой прав пациентов, работать с клиентами и следить за качеством предоставляемых услуг.

В то же время заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья и спорту Татьяна Яковлева заявила, что у правительства есть подозрения, что страховые компании используют деньги, выделенные на ОМС, для накопления собственных резервов, пользуясь отсутствием общепринятых стандартов качества медицинских услуг и тарифов.

Проблему отсутствия стандартов признают и во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС), чья рабочая группа участвует в разработке соответствующих законов.

По словам председателя комитета ВСС по медицинскому страхованию Инны Шелепневой, сегодня продавец услуг диктует объемы, цену и качество медпомощи. Для исправления этой ситуации необходим независимый оценщик, то есть страховая компания. Как раз это и позволит оптимизировать расходы на ОМС в системе здравоохранения.

Запишитесь в добровольцы

Впрочем, проблемы добровольного медицинского страхования (ДМС) волнуют страховщиков гораздо больше.

С принятием нового налогового кодекса ситуация на этом сегменте рынка значительно ухудшилась. Например, договор ДМС предприятия теперь могут заключать только из прибыли. Это не только ограничивает возможность использования этого вида страхования для ухода от налогов, но и мешает развитию рынка.

По словам Владимира Гурдуса, потребность в ДМС явно есть. Такие полисы для своих сотрудников покупают не только иностранные, но и российские фирмы. Да и физические лица все чаще прибегают к покупке полисов добровольного страхования. Не секрет, что качественной медицинской помощи по обязательному страхованию не получишь из-за постоянного дефицита бюджетных средств, которые покрывают лишь 40-60% расходов на ОМС. Однако после "чистки" на рынке останутся только крупные компании, которые и будут устанавливать цены. Не исключено, что из-за этого полисы ДМС могут подорожать на 15-20%.

 

Компания

Стоимость амбулаторного лечения, $

Стоимость стационарного лечения, $

 1

Ингосстрах

414-939

170-430

 2

Интеррос-Согласие

210-778

210-356

 3

Мегарусс

430-1200

500-1200

 4

НАСТА-мед

260-1400

От 50

 5

Нефтеполис

448-1264

200-400

 6

Энергогарант

280-1000

350-900

 7

РОСНО

199-865

210-450

 8

Ариадна

250-1100

 

 9

Промышленно-страховая компания

435-1090

130-320

10

Военно-страховая компания

300-1200

200-2500

11

Прогресс-Гарант

400-1200

 

12

Национальная страховая группа

100-1400

 

13

МЕСКО

430-1000

400-1000

14

ПАРИ

485-115

300-615

15

Спасские ворота

42-1069

 

Ежедневная газета № 28, 20.11.2001

 

Хостинг от uCoz